Открыть меню

Сапожник без сапог

«Куда катится наше образование?», таким вопросом я начал задаваться все чаще. Сегодняшняя статья будет носить пессимистический характер. Меня тревожат нехорошие новости, касающиеся сельскохозяйственного образования.

Какие именно? Вот две самых широко обсуждаемых.

Чуть больше года назад, разразилась шумиха вокруг молочного завода имени Н.В. Верещагина, который находится в Вологодской области. Это предприятие является производителем российского бренда – Вологодского масла.

Завод хотели выставить на продажу за смешные деньги, а вместе с тем, закрыть всю учебную базу для обучения технологов по переработке продукции животноводства.

История завершилась безболезненно, завод в последний момент сняли с торгов аукциона. Источник - http://newsvo.ru/press/98236

Вторая тревожная новость – это ситуация вокруг сельскохозяйственной Академии имени К.А. Тимирязева, на протяжении всего 2017 года. Произошел конфликт между ректоратом Академии и преподавательским корпусом. К преподавателям присоединились и студенты, чем вызвали еще больший резонанс. Причина конфликта – руководство Академии решило продать сельскохозяйственные опытные поля под коммерческую застройку!

Честно говоря, я не до конца понимаю мотива ректората Академии. По идее, они должны отстаивать интересы образования, заботится о перспективах развития своего направления деятельности.

Допустим, по одной из версий, эти поля не эффективно используется. Ну, так сделайте так, чтобы эти земли эффективно использовались. Разве это ни задача высшего руководства?

Есть предложение перенести опытные земли Академии за черту Москвы. Но, кто даст гарантии, что наша бурно развивающаяся столица не «вырастит из своих штанишек» и поля опять не нужно будет переносить? А как быть студентам и преподавателям в таком случае? Вместе с полями перенесутся по небу учебное заведение и жилые комплексы?

В свою очередь, я каждый год наблюдаю картину, как мой родной сельскохозяйственный институт, в Великом Новгороде, увядает. Студентов, по таким специальностям, как зоотехния, агрономия, механизация сельского хозяйстве, не становится больше. Еще в далеком 2008 году был конкурс 0,6 человек на место.

кликни, чтобы увеличить

В мою бытность было 30 человек на курсе. Теперь их 15. Информация с портала НовГУ http://www.novsu.ru/file/1330203

Публикуя эту данные, мне вспоминалась одна из статей в новгородской газете.

... в сельском хозяйстве региона сокращается численность руководителей и специалистов. За последние пять лет их стало на 20% меньше. Не может не волновать и тот факт, что 14% руководителей и специалистов — в пенсионном возрасте, а у четверти нет высшего образования. К тому же во многих районах наметилась устойчивая динамика сокращения численности главных специалистов. Так, за последние годы в хозяйствах инженеров стало меньше на 43, агрономов — на 47, зоотехников — на 58%.

Новгородские ведомости

Почему так происходит? Все довольно просто ... из 15 заявленных студентов до конца 5 курса дойдут, в лучшем случае, 10 человек. Ну, пускай их будет 12. Из 12 человек, исходя из современных тенденций, по профессии себя попробует половина. Остается 6 человек. Половина из них поведётся на подъемные, отработают 5 лет и свалят. Остается 3 человека. И ясное дело, что у кого то не получится работать по специальности и остается 1-2 человека. Вот и делите их, как хотите, на всю область.

Кадровая ситуация неблагоприятная, но и пути решения для ее исправления не предлагаются.

В следствие этого, сокращается преподавательский состав. Огромные кафедры, которые занимали целые корпуса института, превратились в маленькие отделения. Профильные предметы (скотоводство, козоводство, пчеловодство и др.), которым обучались по полгода превратились в модульные занятия, их которых 50% приходится на самостоятельное изучение.

Не деградация ли это? У меня в голове просто не укладывается, как студент, который коров видел только на картинке, может самостоятельно что-то изучить?

Осталось лишь закрыть сами учебные сельскохозяйственные заведения по причине низкой рентабельности. После чего превратить их в торговые и развлекательные центры, как это в свое время сделали с заводами.

Возможно я слишком агрессивен и пессимистичен в своих суждениях. Если у вас, дорогие друзья, есть другое мнение, поделитесь им в комментариях. Буду рад их почитать.

В завершении статьи, хочу поделиться небольшой новостью. В ближайшее время на блоге «Молочный фермер» откроется новая рубрика «Будущий зоотехник», которая будет полностью отдана на откуп Ивану Малахову, студенту, с которым я познакомился на Ярмарке вакансий в 2017 году.

Иван проходил у меня практику и зарекомендовал себя, как позитивный, активный и мыслящий человек. В ней будут публиковаться заметки о поездках, выставках, мероприятиях, которые будет посещать наш новый автор.

 

Мне, в свою очередь будет интересно понять, каково начинать карьеру в сельском хозяйстве в нынешнее время, что изменилось в сфере образования за эти 10 лет и каковы запросы у современной молодежи. Может сельское хозяйство им и не нужно?!

Поэтому подписывайтесь на обновления блога, следите за новым статьями, комментируйте. Оставайтесь с нами, здесь интересно!  smile

Обсуждение: 4 комментария
  1. Наталья:

    Тема правильная и давно перезревшая. Но вы начните с самого верха... какое образование у бывшего министра сельского хозяйства Елены Скрынник (если забыли, я вам напоминаю ru.wikipedia.org/wiki/%D0...0%B2%D0%BD%D0%B0) , у следующего министра Н.В. Федорова (ru.wikipedia.org/wiki/%D0...1%82%D0%B8%D0%BA), у действующего министра А.Н. Ткачева (ru.wikipedia.org/wiki/%D0...0%B2%D0%B8%D1%87). Ни одного выпускника сельхоз/вуза... Так что, без комментариев. Таким фиолетова и Тимирязевка, и остальные с/х вузы, лишняя докука, а землицу-то прибрать к рукам — самое менеджерское дело, тут ума хватает.

    А мне ситуация «с мест» видится следующим образом. В советские времена даже я, ученица городской школы в Кургане, не один раз была на экскурсиях на ферме — вот считали наши учителя, что корову надо увидеть не только на картинке. А что сейчас? Даже в сельских школах (говорю про Красноуфимский район Свердловской области) за 3 года ни разу не было даже предложения организовать школьрную экскурсию на ферму, или на посевную, или на уборочную. Никакой практики давно нет — система разрушена, а ведь были юные агрономы, животноводы и т.д., участвовали на ВДНХ, и т.д. Что видят и знают даже сельские школьники об агрофирме, на территории которой они живут? Ничего, я вам гарантирую.Так что профориентацией и не пахнет. А ведь ВСЁ начинается с детства... Студенты в нашей сельхоз академии, конечно, еще есть, и приезжают 2-3 в год на практику... но заниматься с ними просто некому... один зоотехник на 2000 голов, один агроном на 10000 га, один ветврач (совместитель... с зоотехником). Когда тут работать с практикантами? Неудивительно, что они только заботятся о заполнении журналов по практике и характеристиками. Была у нас идея сделать публичной защиту их курсовых и дипломов по итогам практик, но так и умерла... Да и в вузе никто за это не переживает.

    Пойти учиться в аграрный вуз могут в массе — выпускники сельских школ. И раньше им были квоты и льготы. Сейчас — такого нет давно. Конкурса нет никакого, берут всех подряд, качество выпускников — хуже некуда, интереса к профессии нет, в лучшем случае стоят продавцами в магазинах кормов для собак и кошек. А остальные — кто куда, вплоть до водителей автобусов и банковских операционистов.

    Ответить
    1. Виктор Боченков:

      Добрый день, Наталья. Спасибо за то, что прокомментировали эту статью. По образованию Скрынник и Федорова я согласен, но у Ткачева, как я смотрю закончен Кубанский сельскохозяйственный институт.

      Если, не секрет, а кто Вы по профессии? Вижу, что очень хорошо понимаете суть проблемы.

      Ответить
  2. Наталья:

    Да по профессии-то я геолог была (сейчас уже на пенсии), правда, в школе была на распутье — хотела одно время в Тимирязевскую академию поступать, люблю лошадей, грешна. Но биология в школе была на очень низком уровне, просто испугалась конкурса. Родители работали в областном аппарате, и всегда дома обсуждали разные вопросы после своих очень частых командировок. Да и областное радио слушала каждый день — про надои, привесы и укосы. Родни много было в сельской местности, газету «Сельская жизнь» выписывали и читали. А в последние годы 3 месяца была и.о. директора агрофирмы (голштины уральского разлива), мы с Вами уже переписывались на эту тему в 2016 году.

    А про Ткачева — сельхозинститут у него в тумане, неужели не ясно. Политех закончен сразу после школы, в 1983 году, явно очно учился. Все четко указано в биографии. А про с/х институт — в биографии ничего не написано, думаю, заочно проскочил, или дипломчик куплен. Он бизнесмен, так что тут без вариантов. У меня шеф кандидатскую купил. И сейчас где можно не указывать, старается про это помалкивать.

    Ответить
  3. Да, сельское хозяйство гнобят в нашей стране, это делается специально

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Молочный фермер · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru